• banner zemlya alzi
  • banner LADIES NIGHT
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Мария Рябцева, журнал "Страстной бульвар" №3 2011г

о спектакле

 

Трагедия «Ричард III»  по произведению Уильяма Шекспира  в постановке народного артиста РФ, лауреата Государственной премии РФ  Рифката Исрафилова  стала первой премьерой 156-го сезона в Оренбургском драматическом театре им. М Горького.

По легенде, Матис, показывая свою картину с изображением нагой женщины, услышал возглас: «Но женщина совсем не такая!» «Мадам! – ответил он, - это не женщина, а картина!»  Исторический персонаж Ричард III, оказывается, совсем не такой, каким выписал его  Шекспир в своей хронике, а в спектакле оренбургского театра образ Ричарда вообще перешагнул через все времена – от  века динозавров до современных технологий.   Художник готов пожертвовать  правдоподобием ради идей!  В этом  - непредсказуемость и очарование спектакля.  Режиссер-постановщик увидел в шекспировской трагедии не только битвы бело-алой  розовой войны в Англии XV века. История о восхождении Ричарда на престол и его низвержении вместила в себя целый комплекс из века в век совершенствуемого злого умысла в человеке, методов разложения нравственных ориентиров и  никуда не девающегося народного безмолвия  (или глупого ликования):

«… народ к речам, мол, не привык, приучен, мол, глашатая он слушать».

Художник спектакля  заслуженный деятель искусств РФ Тан Еникеев  поместил героев трагедии в горное ущелье, изолированную от мирной жизни пещеру. Костюмы персонажей  выполнены преимущественно в серо-черно-болотной гамме с фрагментами красных «вспышек» (веревка, аксельбант, лента), у каждого персонажа  - элементы одежды и обуви  военного времени. Тут не до средневековых прикрас, в одеянии – сдержанность и оборона.  На сцене ступени из  газетной макулатуры - попранный источник информации, огромный барабан, мягким боем вещающий и призывающий, универсальный параллелепипед, напичканный новациями в мире компьютерной техники.  Меняются кресла престола, становится знаком кровавых распрей небольшая гильотинка, немым подспорьем всех злодеяний стоит кузов «Мерседеса», который лишь в финале оживает…  Художественные образы спектакля с музыкальным наполнением Тамары Пикулевой постепенно начинают набирать силу. Музыка делает рельефными и образы сценических персонажей, предупреждает их действия, пророчит последствия…  Накапливаемая энергетика вседозволенности  увенчивается страшным танцем Ричарда, ставшего Королем! И в этих уродливых движениях и уничижающем оскале мы видим отражение самих себя – обманываемого  и безвольного народа.  И мы вновь безмолвно готовы к этому обману!? 

Кто в свите короля? Верный исполнитель приказов  Кетсби (артист Сергей Тыщенко) – правая рука Ричарда на поле сражения, Тиррел (заслуженный артист РФ Сергей Кунин) – необходимый киллер  современности, готовые обернуться в любой момент священниками  либо гонцами его верные слуги (артисты Петр Шуткин, Эдуард Султанбеков). 

Герцог Кларенс  (заслуженный артист РФ Александр Папыкин) погибает от рук хладнокровных убийц-профессионалов (артисты Максим Калитов, Радик Дибаев),  не желая верить в предательство брата.  Король Эдуард  (артист Василий Шур) умирает сам, сраженный вестью о его смерти.  Погибли сыновья Елизаветы от первого брака – лорд  Грей (артист Николай Журавлев) и маркиз Дорсет (артист Дмитрий Воропаев). Королева Елизавета  (заслуженные артистки РФ Надежда Величко, Зинаида Карпович) и герцогиня Йоркская  (народная артистка РФ Александра Жигалова, заслуженная артистка РФ Изольда Лидарская) проклинают Ричарда, оплакивая погибших принцев.  Леди Анна (артистки Мария Губанова, Алсу Шамсутдинова), им обесчещенная, стала  для него лишь ступенькой  в захвате власти. Лорд Хестингс (заслуженный артист РФ Владимир Бухаров), не выказав определенности действий,  лишился головы. Герцог Бекингем (артист Борис Круглов), так  умело проторивший Ричарду путь к трону,  не дождался обещанных ему земель, а едва засомневавшись, был казнен. Лорд Стенли (народный артист РФ Андрей Лещенко), решившийся на предательство,  оставил под кровавый залог  своего сына...  Колесница  Ричарда несется и сметает всех на своем пути.  Пощады нет никому!  Так происходит всегда, где попраны нравственные  устои.

На роль Ричарда приглашен талантливый актер заслуженный артист РФ Олег Ханов.  И кажется, эту роль, кроме него, никто так исполнить не мог.  Маниакальный блеск глаз, лицемерная улыбка,  осторожное ведение диалогов, перекошенный остов с отсыхающей рукой…  В Ричарде Ханова мы узнали  черты  многих злодеев  русской истории, а еще  методы нынешних политических интриганов.  Узнаваемо зазвенели бутылки в ящиках для народа,  потертый томик библии в руках кандидата на престол и  ликования  разведенной обещаниями толпы – все это явилось знакомыми образами сопровождения рвущихся к власти.  Возможно, слишком жирными мазками  театр проводит параллели  века  минувшего с нынешним. Однако эти штрихи  идут в одной обойме с тонким психологическим  рисунком проживания всех участников роковых событий, сплоченных в крепкий ансамбль вокруг единственной титанической фигуры Ричарда.

Наш Ричард говорит свой первый сакраментальный монолог в шкуре убитого им зверя, продолжает вести беседы со своим окружением  в  бронежилете,  военном мундире,  строгом черном пальто, каске…  Меняется и его психофизическое состояние: от неотесанного первобытного существа он переходит в состояние добродетельного лицемерия, въедливым взглядом прощупывает степень преданности  каждого,  якобы отдается на поруки своих приближенных и идет на поводу у народного желания. И  вот, он на троне, его короновали. Но удержать трон – задача не менее трудная, нужна еще кровь. И на этот раз – кровь королевских отпрысков – юных принцев. Смерть принцев и явилась  для Ричарда тем Рубиконом, после которого обратного пути нет. Возрастающая агрессия  короля не усмирима более ничем.  На плаху брошены жизни ближайших соратников, на карту поставлено всё, а за коня обещано полцарства.  Но коня не находится!  Духи умерщвленных им людей  выступают из  стен  горного ущелья проклинают его, пророчат «отчаянье и смерть!» и низвергают в преисподнюю. Ричард  сражен и повержен!   Горы сомкнулись. Дворники «Мерседеса» спешно смывают с лобового стекла кровавые потоки. Свершилось правосудие!

Спектакль одарил зрителей массой впечатлений,  предложил новый  взгляд на героев мировой истории,  возможность услышать бессмертный шекспировский стих, который так современно зазвучал на театральных подмостках сегодня.  И если кто-то воскликнет: «Ричард не такой!» Волшебное искусство театра  позволит ответить: «Ричард  вполне может быть  таким!»

 

 

Мария Рябцева, журнал "Страстной бульвар" №3 2011г