• newyear2020
  • banner zemlya alzi
  • banner LADIES NIGHT
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Юлия Талыкова, журнал "Культура и искусство" №4 2011г.

о спектакле

 

Ричард III – власть любой ценой! 

Свой 156-й театральный сезон Оренбургский драматический им. М. Горького открыл премьерой. К ней коллектив готовился на протяжении полугода, а художественный руководитель и главный режиссер народный артист РФ Рифкат Исрафилов шел на протяжении практически всего своего творческого пути. И вот, мечта воплотилась в жизнь – на сцене бессмертное произведение Уильяма Шекспира «Ричард Ш».

Имя Шекспира впервые появилось на репертуарных афишах русского театра в 50-х годах ХУШ столетия, когда был сыгран "Гамлет" в переделке А.Сумарокова на основе французского перевода-пересказа Де-Лапласа.  Именно тогда русское искусство, принявшее в свое лоно драматургию английского драматического писателя, обогатилось новым содержательным пластом. Судьба наследия великого драматурга всегда представляет особый интерес для исследователей. Каждая эпоха, постигая глубину и самобытность его произведений, трактует творчество писателя с присущих данному времени позиций. Драматургия Вильяма Шекспира на протяжении всех веков вызывает сильнейший интерес. Не подчиняясь власти капризной литературной и театральной моды, она устойчиво противостоит мощным наплывам новых течений и имен. Давно перешагнув границы узконациональной принадлежности, драматургия Шекспира стала достоянием мировой культуры.

Власть…это слово и то, что за ним стоит становится сладким ядом для каждого, хоть раз испил из этой чаши. Ради обладания этой эфемерной, на первый взгляд субстанцией, идут на преступления, которые зачастую остаются без наказания… Об этом еще в 16-м веке написал У. Шекспир,  об этом новый спектакль Оренбургской драмы. «- Эта тема очень актуальна сегодня. Стоит включить телевизор, и в каждом информационном выпуске встретишь современного Ричарда, - говорит режиссер-постановщик Рифкат Исрафилов. И  в моем спектакле  первая сцена - бунт калеки. Желая изменить нравственные устои, он пользуется человеческой доверчивостью, -  Но когда физический калека превращается в  калеку нравственного,  нацию ждет катастрофа. Об этом еще Шекспир нас предупреждал».

По признанию режиссера, его интересовала и сама личность Ричарда III, и проблема власти, стремление завоевать ее любым путем, используя в борьбе за трон самые жестокие способы. Главный герой предстает на сцене как прирожденный злодей, как человек, личность которого деформируется под влиянием содеянных им преступлений. "Мне бы хотелось, чтобы увечье главного персонажа выглядело не как физический изъян, а как душевное бремя, которое увеличивается с каждым новым злодеянием", - поясняет Исрафилов.

Само оформление спектакля настраивает на то, что зрелище развернется не шуточное. Художник Тан Еникеев создал для Ричарда особую среду существования. На сцене, которая представляет собой пещеру, в которой как паук плетет свою паутину интриг Ричард, «соседствуют» скелет динозавра, компьютерный монитор, пробитый пулями Мерседес. Таким образом, авторы спектакля  создают неразрывную связь и подчеркивают вечное стремление к заветному трону на протяжении всех веков существования жизни на Земле.

«- Чтобы ставить «Ричарда Ш» в труппе должен быть актер с огромным талантом и солидным творческим багажом. Только он  способный воплотить этот безумно сложный образ, - говорит Исрафилов». На главную роль приглашен заслуженный артист России Олег Ханов. Его Ричард на протяжении всего спектакля изящно трансформируется от бунтующего калеки обиженного на весь мир, до изощренного злодея, который вкусив власти не раздумывая, решает судьбы людей.

«- Этот образ дался мне нелегко, - говорит Олег Ханов, - пропуская сквозь себя все злодеяния совершенные моим героем я для себя понял, что никакая власть и путь к ней не стоят ни одной человеческой слезинки, не говоря уже о жизни».

Короля играет свита и Ричард не исключение. Герцог Бенкингем (актер Борис Круглов) и сэр Вильям Кетсби (актер Сергей Тыщенко) иногда изящно, а иногда грубо и напролом воплощают в жизнь все приказы. Они  умело, и уверенно устраняют неугодных, понимают своего короля с полуслова.

«- Я играю такого «серого кардинала» при правителе, - говорит Сергей Тыщенко. – Он, исполняя волю этого самозванца занявшего трон, не забывает и о себе, может быть, поэтому в финале только Кетсби и  остается в живых и его минует карающая рука Ричарда»

Спектакль приковывает взоры, от сцены просто невозможно оторвать взгляда – это действо без преувеличения можно назвать завораживающим. Ведь это все о нас… о нас не только вчерашних, но и сегодняшних и, увы, завтрашних…  И только когда поверженного Ричарда поглощает бездна можно вздохнуть с облегчением. Пусть хотя бы в этот вечер, и  на этой сцене зло понесло достойную кару.

 

Юлия Талыкова, журнал "Культура и искусство" №4 2011г