• dikar
  • banner kasarka new
  • shest blud kuricha
  • banner lodochnik2018

logotip2017 2 

163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Мария Рябцева, "Гостиный двор", N30, 2010 г.

о театре Иоффе Ю. С.

 

Театр Иоффе. Пульс времени

К 100-летию заслуженного деятеля искусств РСФСР Юрия Иоффе

В сентябре 2009 года Оренбургский театр драмы им. М. Горького отметил 100-летие со дня рождения главного режиссера театра с 1953 по 1971 гг. заслуженного деятеля искусств РСФСР Юрия Самойловича Иоффе. В вечере памяти приняли участие родные, коллеги и друзья Ю. С. Иоффе, его питомцы - выпускники школы-студии при МХАТ СССР, артисты театра. Накануне этого события прошла творческая встреча читателей в читальном зале областной библиотеки им. Крупской с участием артистов театра, а в день 100-летия - 27 сентября - на фасаде дома, в котором многие годы жил Ю. С. Иоффе (ул. Советская, 11) состоялось торжественное открытие мемориальной доски.

Проходят годы - уходят люди, деятели, творцы Уходят те, кто помнил этих людей. Внук Юрия Иоффе Данил никогда не видел деда, он знает о нем по рассказам отца, воспоминаниям театралов. Он жадно впитывает каждое слово о нем, боясь упустить любую мелочь, которая бывает так необходима, чтобы нарисовать его образ в своем воображении, чтобы почувствовать отношение деда к нему - потомку, представить его настроение, убеждение и жизненную позицию Это оказывается так необходимо внуку! Пожалуй, каждому внуку важно не забывать своего деда и носить его образ в своем сердце!

Также и нам, служителям и зрителям театра сегодня, важно помнить деятелей, творивших его историю, ощущать свою преемственность и ответственность. Именно с таким трепетным чувством готовился театр к 100-летию художественного руководителя и режиссера Юрия Иоффе, при котором Оренбургский драматический впервые достиг высот театрального Олимпа страны и заслужил право находиться в авангарде "советского искусства" 1960-х гг.

В истории Оренбургского театра драмы есть этапы взлетов, успехов, побед, а также и неудач, поражений. История показывает, что высоту творческого полета театрального коллектива определяет его лидер, вдохновитель, мудрый руководитель. Все эти качества объединились в главном режиссере театра Юрии Самойловиче Иоффе.

К сожалению, в Оренбург 27 сентября не смог приехать режиссер из "команды" Ю. С. Иоффе, его коллега и благодарный ученик ныне профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств заслуженный деятель искусств России Михаил Владимирович Нагли. Еще летом мне удалось встретиться с ним в Краснодаре. Михаил Владимирович, тепло вспоминая оренбургский период своей жизни и Ю. С. Иоффе, отметил три грани Мастера: "Это, прежде всего, талант Юрия Самойловича руководить коллективом, сплотить людей, найти хороших артистов и заинтересовать их своей идеей. Умение отделять зерна от плевел в современной драматургии и наполнить жизнь театра хорошей драматургией - забытой или вновь созданной: "Волчья тропа", "Отелло", "По велению сердца", по идее Иоффе была написана специально для нашего театра "Оренбургская старина", при большом его участии - "Любовь Ани Березко", именно на оренбургской сцене впервые была поставлена пьеса В. Розова "Традиционный сбор". Третье: Иоффе был талантливым педагогом, многие его ученики разлетелись по театрам страны и добились больших успехов в профессии".

Можно сказать, Оренбургскому театру повезло с Иоффе, но, может, и Юрию Самойловичу выпал счастливый билет руководить нашим театром. Впрочем, тогда еще - холодным ноябрьским вечером 1953 года, когда его семья приехала поездом из Ташкента в город Чкалов - он об этом даже не догадывался.

***

Юрий Самойлович Иоффе родился 27 сентября 1909 года, в совсем не театральной семье, в которой отец был служащим, а мать хозяйкой небольшой аптеки украинского города Днепропетровска. Родители не прочили сыну театрального пути, он выбрал его сам, еще со школьной скамьи. Интерес и любовь к театральному искусству крепли в нем с каждым годом жизни. К окончанию школы у юного Иоффе уже был план осуществления мечты: первым делом он устроился слесарем на завод, в то время это было реальной стартовой площадкой для поступления в театральный институт. Параллельно он посещал занятия в студии Харьковского театра для юношества и был актером вспомогательного состава драматического театра. А в 1928 году, проявив на экзамене "удовлетворительную способность", был зачислен на подготовительный семестр Государственных драматических курсов под руководством артиста МХАТ Юрия Завадского.

В 1934 году, успешно окончив Харьковский театральный институт, Юрий Самойлович работал в театрах Днепропетровска, Харькова, Киева, в которых им сыграно много ярких, характерных образов. Но юный артист мечтает о режиссуре и делает свои первые шаги в Днепропетровском театре им. Т. Шевченко (вскоре он стал его главным режиссером). В это же время образовалась молодая актерская семья, его супругой стала актриса Розалия Соломоновна Плескачевская.

Великая Отечественная война кардинально изменила жизнь семьи Иоффе. Розалия Соломоновна с сыном была эвакуирована в восточный город Алма-Ата, а Юрий Самойлович вступил в отряд народного ополчения. Однако режиссеры нужны были в тылу, получив "бронь", Ю. С. Иоффе присоединился к семье и стал главным режиссером Алма-Атинского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова. Затем Ташкентского русского драматического театра им. М. Горького. Спектакли в его постановке еще долгое время оставались в репертуаре этих театров.

В Оренбургский (тогда Чкаловский) драматический театр им. М. Горького Иоффе пришел достаточно известным в театральном мире режиссером, грамотным руководителем, талантливым педагогом, заслуженным артистом Казахской и Узбекской ССР.

***

Режиссер Георгий Товстоногов некогда так определил роль режиссера в театре: "Сколько бы ни было споров о роли режиссера, о примате актера или режиссера, жизнь неопровержимо доказала, что хотя драматургия и является основой театра, а актер - главной фигурой, при этом судьба сегодняшнего и будущего театра в большой степени зависит от режиссера. Ибо режиссер цементирует все элементы, без которых нет театра".

Главный режиссер Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького с 1953 по 1971 годы Юрий Самойлович Иоффе действительно своим участием, мастерством и профессионализмом цементировал репертуар, труппу, творческий состав, способствовал формированию, как мы бы сейчас сказали, имиджа театра. Имя Иоффе стало визитной карточкой Оренбургского драматического, своеобразной высокой планкой в искусстве театра. Сейчас спустя много лет, мы смело называем это время "золотым" в истории нашего театра, а 17 лет - с 1953 по 1971 гг. - эпохой Иоффе!

Эпоха Иоффе - это сплоченный творческий состав талантливых режиссеров - заслуженной артистки РСФСР Ирины Федоровны Щегловой и Михаила Владимировича Нагли, художников - заслуженных деятелей искусств России Серафима Николаевича Александрова и Дмитрия Николаевича Фомичева, заведующего музыкальной частью Давыда Соломоновича Генделева. Всех их объединяла многолетняя совместная работа, общность взглядов на театральное искусство и любовь к своему театру.

В 1955 году на страницах "Советской культуры" появился большой материал о гастролях Чкаловского театра в Москве, в которой журналист-театровед вдумчиво нарисовал творческий портрет коллектива нашего театра (1): "Нет, не видели мы на сцене Чкаловского театра тех серых, приглаженных постановок, в которых ничто не выходит за рамки элементарной профессиональной грамотности и все держится на том, к сожалению, часто еще встречающемся уровне, когда и придраться как будто не к чему, но и взволноваться нечем.

Работы Чкаловского театра отмечены стремлением к ясности и определенности режиссерского замысла, к предельной яркости всех выразительных средств, смелости красок в обрисовке характеров.

Характер!.. как часто за последнее время определение "характерный актер", "характерная актриса" превращается на театральном языке в синоним актерской ограниченности.

Именно ограниченность, а не широту возможностей исполнителя понимают некоторые люди зачастую под выражением "характерный" и очень редко вкладывают в него большое, глубокое содержание, говорящее о замечательном даре актера-художника, который, оставаясь в каждой новой роли живым, органичным, "самим собой", в то же время не похож на себя ни в жизни, ни в других ролях. Чкаловский театр можно назвать театром характерных актеров в самом большом и значительном смысле этого слова".

И несколько слов о театральных художниках: " В поисках средств сценической выразительности большую помощь исполнителям оказывают художники Д. Фомичев и С. Александров - мастера очень различные по своему творческому почерку, но безусловно сходные в одном: будучи хорошими живописцами, они прежде всего театральные художники. Они тонко ощущают стилевую природу автора и режиссерский замысел, находят оригинальные и смелые решения для каждого спектакля, умело и продуктивно разрабатывают сценическую площадку.

Таков творческий коллектив Чкаловского театра, написавший на своем знамени девиз: смелость, яркость, острота! И надо сказать, что в большинстве случаев театр действительно достигает яркой выразительности спектаклей. Не делая поиски сценической яркости самоцелью, он, как правило, идет путем последовательной и тонкой разработки ролей, целых сцен. Можно было бы привести немало примеров того, как режиссеры Ю. Иоффе, И. Щеглова и М. Нагли добиваются правды, яркости сценического воплощения путем вдумчивого, глубокого раскрытия психологических тонкостей, сложностей в содержании произведений, в отношениях героев.

Собственный практический опыт этого коллектива должен лучше всяких критических разборов убедить его в том, что театр всегда выходит победителем, когда видит наибольшую выразительность в тонкости и точности, когда идет к яркой театральности через глубокий анализ жизненных явлений, через большую жизненную правду".

" В театре есть крепкая, годами сложившаяся режиссура, - отмечает московская пресса уже во время следующих гастролей в столице (2), - не останавливающаяся в своих творческих поисках, есть разнообразный по возрасту и направленности талантов актерский коллектив, есть талантливые художники, чувствующие сцену. А главное - есть ощущение пульса времени. Это самое дорогое".

Эпоха Иоффе - это спектакли, покорившие простых зрителей и по достоинству оцененные театральными профессионалами. Многие постановки Иоффе и его творческой команды до сих пор живут в памяти театральных старожилов: "Царь Федор Иоаннович", "По велению сердца", "Любовь Ани Березко", "Волчья тропа", "Оренбургская старина", "В добрый час!", "Иркутская история", "Филумена Мартурано", "Джо Келлер и его сыновья", "Денис Давыдов", "Родники", "Ромео и Джульетта", "Вечно живые", "Люди, которых я видел", "Конец Хитрова рынка"

Театр под руководством Иоффе трижды побывал на гастролях в Москве - 1955, 1962, 1965 гг., в 1966 году на гастролях в Ленинграде, а также в городах Казахстана, Башкирии, Узбекистана, соседних с Оренбуржьем регионах.

" Да, - читаем в "Советской культуре" от 1962 года (3), - спектакли оренбургских гостей убедительно говорят о росте общей культуры наших театров и о том, что Оренбургский театр в основе своей верен традициям русского реалистического искусства, традициям Станиславского". И далее: "Оренбургский театр - театр реалистический, известный своим пытливым и заинтересованным отношением к темам сегодняшнего дня Бесспорно, что он имеет право находиться в авангарде нашего советского искусства".

Эпоха Иоффе - это основание при театре школы-студии МХАТ и два успешных выпуска в 1966 и 1970 гг. Дипломный спектакль "Дурочка" был принят овацией в Москве и вошел в репертуар театра на несколько лет. Ученики Иоффе - оренбургские питомцы - разлетелись по театрам страны и многие не затерялись в ее театральном море: стал заслуженным артистом России Александр Алашеев (г. Нижний Новгород), народным артистом России Анатолий Горгуль (г. Краснодар), заслуженным артистом России Иван Куприянов (г. Краснодар) .. В Оренбургском театре остались - заслуженные артисты России Павел Чиков, Александр Папыкин, Изольда Лидарская, артисты Елена Могельницкая, Елена Улановская, Наталья Панова...

Эпоха Иоффе - это славный путь народных артистов России Александра Михалева, Виктора Агеева, заслуженных артистов России Марии Бородиной, Вениамина Бескина, Розалии Плескачевской, Леонида Куклина, Бориса Борисова, Марии Янковской, Кима Густыря, артистов Николая Воробьева, Сергея Юматова, Владимира Бурдакова, Алевтины Барышевой, Михаила Дахцигеля, Евгения Родионова, Владимира Федорова, Евгении Заборовской, ставшей впоследствии народной артисткой СССР Анны Покидченко, ставшей народной артисткой России Александры Жигаловой

После ухода на пенсию Юрий Самойлович поставил еще несколько спектаклей в театрах Владимира, Ашхабада, Петропавловска-на-Камчатке. В 1975 году для празднования 30-летия Победы в Великой Отечественной войне Ю. С. Иоффе по заказу обкома партии написал сценарий грандиозного массового представления, постановку которого он с успехом осуществил, став, по сути, основоположником разработки и организации массовых театрализованных представлений в Оренбургской области.

Юрий Самойлович Иоффе оставил о себе добрую славу мастера, созидателя, творца! А театр драмы помнит, ценит и чтит память деятелей, творивших его историю!

Художественный руководитель театра драмы сегодня, народный артист России, лауреат Государственной премии России Рифкат Исрафилов знал театр Иоффе, еще учась в Уфе, а затем в московском ГИТИСе. В свое время Иоффе прославил Оренбург на всю страну.

Вот так, как от деда к внуку, так от Иоффе - к Исрафилову течет река Жизни, творится история театра. А как о ней будут вспоминать наши потомки в будущем - это дело нашего Настоящего!

Примечания:

1 В. Монюков, "Залог успеха" // "Советская культура".- 10.09.1955 г.

2 С. Святская "Самое дорогое" // "Советская культура". - 1962 г.

3 И. Патрикеева "С верой в будущее" // "Советская культура". -1962 г.

Мария Рябцева, "Гостиный двор", N30, 2010 г.