• dikar2017
  • newyear2
  • bannerng201172
  • bannerng20117
  • prodavecdogdya
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • maket premiera

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Мария Рябцева "Труд-Оренбуржье"

о спектакле "Свидания в предместье"

 

Наверное, у каждого из нас в душе за уходящее лето созрела потребность побывать в театре, увидеть на сцене героев драмы или комедии классической или современной литературы. Перестроиться после отпуска на иной темп жизни, настроиться на преодоление нового рабочего этапа, пообщаться с театральным искусством!

Оренбургский театр драмы им. М. Горького по доброй традиции открыл свой 153-ий сезон премьерой - премьерой спектакля по пьесе Александра Вампилова "Свидания в предместье" в постановке художественного руководителя театра народного артиста России Рифката Исрафилова.

В доме неудачливого музыканта Андрея Григорьевича Сарафанова (заслуженные артисты РФ Владимир Бухаров, Олег Ханов), у которого дочь Нина (Светлана Горшенина) собирается замуж и планирует уехать, а сын Васенька (Радик Дибаев) по-юношески влюблен в свою соседку - одинокую Макарскую (Мария Губанова, Ирина Прохорова) - и страдает от неразделенного чувства, появляются молодые люди, случайно оказавшиеся без ночлега в незнакомом районе. Случилось так, что один из них - Бусыгин (Александр Федоров, Дмитрий Воропаев) - предстает якобы старшим сыном главы семейства, о котором тот ничего не знал, а другой - Сильва (Сергей Шахмуть) - подтверждает это состояние и не прочь его тут же отметить - выпить и закусить. У молодых людей появляется ночлег. И вместе с ним придуманная история оборачивается бессонной ночью разговоров для "отца" и "сына", не видевшихся 20 лет. Оказалось, что "старший сын" настолько вовремя и органично вошел в семью Сарафановых, что отпустить его становится невозможно, да он и сам начинает верить в свое родство с ними. Ложь должна быть раскрыта (спасибо все-таки Сильве) и Бусыгин переживет страх разоблачения, потому что оно сулит ему возможность быть рядом с любимой девушкой Ниной. И пусть он не дает ей гарантий каменной стены, не отвечает за свое слово и не всегда говорит правду - он тот, кто сделает ее счастливой! Сарафановы вместе, семья окрепла и не распалась!

Вот такой сюжет Вампиловского произведения, получившего более 20 лет назад удачную кино-версию в постановке режиссера В. Мельникова с актерскими легендами - В. Леоновым, Н. Караченцовым, М. Боярским. Пожалуй, трудно уйти от этих киношных образов. Спектакль нашего театра, тем не менее, создает свою историю. Акценты расставлены режиссером несколько иначе. В постановке Рифката Исрафилова сквозной проходит тема одиночества и обретения семьи. По мысли режиссера, каждый человек должен открыть в себе то божественное начало, которое роднит людей между собой не по крови, а по духу. Звучащий в спектакле кларнет (для этого был приглашен профессиональный музыкант) - духовный настрой персонажей. Настроиться на один и тот же лад, чтобы эта музыка зазвучала в душе каждого, героям спектакля не просто. Музыкальное оформление Тамары Пикулевой вместе с декорацией Тана Еникеева создает атмосферу и тоски, и предчувствия, и обретения. Старые скрипучие двери, тронутые зелеными почками деревья - жизнь обещает наладиться!

Этот спектакль вобрал в себя дух 60-70-х гг. прошлого столетия. Герои постановки - те, кто из старых добрых времен. Но как много нас с ними объединяет! Кажется, ушла из нашего времени романтика той советской эпохи. В спектакле, наверное поэтому, укрупнен образ Соседа - олицетворение практика во времени: практичный во всех отношениях, не гнушающийся мусорных баков и в то же время комфортно чувствующий себя в смокинге и цилиндре. Этот образ в исполнении засл.арт РФ Сергея Кунина появляется не единожды, но всегда разным. Вот он высовывается из мусорного бака в шерстяном платке и с хищническим выражением лица, словно макдонаховская старушка (в пьесах современного ирландского драматурга Мартина Макдонаха выписан такой тип мерзких, отравляющих всем жизнь старушек). А вот уже на балконе тренирует оперный голос и полощет горло, вдруг, никем незамеченный, выпивает в компании Сарафановых, а в конце, снисходительно благословляя чужую радость, шествует в нарядном смокинге, но почему-то мусор все равно за ним идет по пятам, видимо он будет сопровождать беспринципного субъекта всю жизнь. Главным героям постановки эта соседская линия не причиняет неудобства, они живут в своих проблемах, радостях и бедах и пусть никогда не станут светскими львами в цилиндрах, но и в мусоре копаться не будут.

Кудимов (Максим Калитов) со своей принципиальностью кажется героем-антагонистом беспринципного Соседа. Один - везде и что угодно, а другой - никогда и только так. Этот персонаж несколько выбивается из ряда героев спектакля своей до гротеска доведенной тупостью, а вернее сказать, нечуткостью. Кудимов покидает дом Сарафановых, совершая маленькое предательство своей невесты, но не изменив своим принципам. Видно, внутри Нины происходит борьба представлений о том, как должно быть и что-то в них не сходится. Отсутствует Любовь! Нет той самой Чуткости, на какую оказался способен Бусыгин. Зрители начинают влюбляться в эту девушку вместе с Бусыгиным. Это преображение на протяжении спектакля актрисе удается и в отношениях с братом, и в переосмыслении своей жизненной позиции.

Васенька влюблен в Макарскую всерьез и самоотверженно. Его ревность и настойчивость говорят и о подвижной юношеской психике, и о будущей мужской состоятельности. Этой любви не суждено состояться. Быть одинокой оказывается и правда не так уж легко, но, признав Сарафановых чудными людьми, может быть, Макарская и не будет одинокой?

Сильва в исполнении Сергея Шахмутя был обаятелен. Его позиция легковесного героя-соблазнителя, кажется, находит поддержку зрительного зала. Он замечательный компанейский товарищ. Но не хватает ему ощущения своей личности, не желает он и нести бремя ответственности ни за свои поступки, ни за слова, ни, тем более, за других людей. Именно эту ответственность почувствовал Бусыгин, узнав семейство Сарафановых. Ответственность - качество взрослого человека, старшего брата, старшего сына. Может быть, и любовь к Нине у Бусыгина выросла из чувства Ответственности за нее и ее судьбу.

Бусыгин- тот, кто нужен и Сарафанову, и Васеньке, и Нине. Он вошел в их дом с обманом, но обман (после его раскрытия) оборачивается во благо для всех. Интересна позиция Вампилова в определении граней - Ложь и Правда: "горькая правда" Кудимова о работе Сарафанова-старшего становится мерзкой, а обман Бусыгина - средством Единения. Но примечательно также и то, что Обман, по мысли автора, все равно должен рассеяться: жизнь с ложью, пусть и светлой, не может быть счастливой. Это очищение, освобождение от обмана переживает сначала Сарафанов, а затем Бусыгин. И оба получают поддержку семьи. Это самое главное - быть понятым в Семье!

Нет, Сарафанова не назовешь неудачником! Хочется верить, что и в наше время критериями удачи будут не материальный достаток или количество обманутых чужих надежд, а способность человека любить, дарить тепло и быть ответственным за своих близких!

Многие проблемы жизненного выбора затронул Вампилов в своей комедии, создав героев на все времена, усомнившись в традиционных представлениях о том, что такое хорошо и что такое плохо. Не все в жизни прямолинейно и однозначно. Но если избрать путеводной звездой Любовь и Чуткость- не собьешься с верного пути!

Мария Рябцева "Труд-Оренбуржье"