• banner gostinka 2019
  • banner dikar2019
  • kasatka2018new2
  • banner kuricha2019
  • banner lodochnik2018
  • banner pisma2019
  • banner pozovi v proshloe2019
  • banner granti

logotip2017 2 

teatr20192163sezon2

adress2018

 

vk20184

fb20182

ok20181

ok20181

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Автор: Наталия Веркашанцева
о засл.арт РФ Ю. Трубе
Заслуженный артист России Юрий Труба работает на сцене Оренбургского драматического театра им. М. Горького 25 лет. За это время сыгран не один десяток ролей. Он и сегодня плотно занят в репертуаре. А что мы, в сущности, знаем о нем? Сдержанный, корректный, он всегда застегнут на все пуговицы. Во всяком случае, о нем никак не скажешь - душа нараспашку. А в тихом омуте, как известно, можно обнаружить нечто неожиданное. Вот, например, амплуа Юрия Трубы - социальный герой. Этакий правильный парень - весь в белом. Обычно такие роли и давали ему режиссеры. И вдруг однажды режиссер Владимир Гурфинкель на свой страх и риск назначил его на главную роль в комедии "За двумя зайцами". И, как выяснилось, попал в точку. Артист ощутил себя в комедийном материале, как рыба в воде. Творческий процесс шел на удивление легко и весело. Импровизировали, валяли дурака. Сколько было сделано находок и открытий в эти счастливые минуты! Самым большим открытием для режиссера и коллег стало то, что Юрий Труба острохарактерный артист. Для него самого это не было новостью. Он и прежде пытался быть другим. Еще в институте на экзамене по сценической речи читал монолог Хлестакова. Там же сыграл в комедии Ж-Б. Мольера "Жорж Данден". В спектакле "Доходное место" А. Островского не поскупился на сатирические краски для образа чиновника. Хотя, конечно, социальные герои ему ближе. И режиссеры чаще видят его именно в этой ипостаси. Не удивительно, что еще студентом именно его назначили на роль старшины Васкова в дипломной постановке "А зори здесь тихие " по повести Б. Васильева. Как и то, что в учебном театре именно он сыграл Григория Мелехова в отрывках из "Тихого Дона" М. Шолохова. Правда, тут уже он предстал как герой-любовник в сценах с Аксиньей и Натальей. И это амплуа оказалось для него не чужим. Ни фактурой, ни мужским обаянием бог не обидел. Народный артист России Анатолий Солодилин говорит, что всерьез воспринял Юрия Трубу, когда тот сыграл пылкого князя Шаховского в спектакле "Царь Федор Иоаннович" А. Толстого. А роль беззаветно влюбленного Фердинанда в "Коварстве и любви" Ф. Шиллера окончательно убедила его в том, что Юрий Труба - артист, которому по силам любое амплуа. Один из режиссеров, работавших с Юрием, сказал, что он относится к профессии, как к судьбе. Столь же серьезно. Казалось бы, весьма лестная характеристика, но Юрий с этим не согласен. Да, в подходе к материалу, овладению профессиональными навыками надо быть серьезным. Но в самой работе все-таки нужна некая чертовщинка. Причем, в любой роли, как комической, так и трагической. Но это как раз самое сложное. Он очень критично относится к себе. Настолько, что ему и критики не нужны. Он сам чувствует, где не доиграл, а где переиграл. А вот кто нужен - так это режиссер. Есть актеры, которые сами себе режиссеры. "Я как актер так воспитан, что мне режиссер необходим, - говорит Юрий. - Я послушный". Наверное, поэтому ему так нравится репетиционный процесс. И он готов подписаться под словами Анатолия Эфроса: "Репетиция - любовь моя". Репетиция для него увлекательнее, чем спектакль. Потому что репетиция - поиск своего интереса в роли. Без этого интереса артисту трудно существовать на сцене, а уж зрителю в зале как тягостно. Репетиция - это живое общение, живое восприятие. И если есть режиссер, умеющий раскрыть суть, подвести к главному, если есть хороший тонкий партнер, умеющий работать на подтексте, тогда и возникает этот "легкий огнь", дуновение вдохновения, превращающее работу в творчество. Такие репетиции когда-то были с заслуженным деятелем искусств России режиссером Семеном Спиваком. Однажды они работали над ролью Петра Вилицкого в "Холостяке" И. Тургенева до двух часов ночи. Нужно было сыграть человека, который сам не знает, чего хочет. Вроде бы мягкий, но его нерешительность приносит боль и ему самому, и любимой женщине. Словом, хороший парень, но не орел. Долго не получалось. Но когда получилось, коллега, сидевший в зале, захлопал в ладоши. И сам Юрий, закуривая сигарету, почувствовал, как от радостного волнения дрожат руки. По иному, но чрезвычайно увлекательно проходили репетиции спектакля "Три сестры" по пьесе А. Чехова, постановку которого осуществил народный артист России лауреат Гоударственной премии художественный руководитель Оренбургского театра драмы Рифкат Исрафилов. Репетиционному процессу предшествовал подробный разбор пьесы, сделанный режиссером, немало размышлявшим о судьбах русской интеллигенции. Это дало артисту импульс для творчества и помогло сделать роль Вершинина глубокой и проникновенной. "Чтобы хорошо существовать в материале, нужна своя компания", - сказал Олег Табаков. Увы, компания возникает не всегда. У Юрия "своя компания" была в Харьковском институте искусств, где он учился на актерском курсе. Творческий процесс не прекращался даже после занятий. Каждый стремился помочь друг другу. Юрий до сих пор не может забыть, как он репетировал Павку Корчагина, а однокурсники гоняли его по коридорам, чтобы в сцене объяснения с Тоней Тумановой у него было взволнованное дыхание. Или как, идя по Сумской, главной улице Харькова, они разыгрывали драки, репетируя основы сценического движения, а прохожие пытались растащить "драчунов". И как ездили в Москву и Питер, чтобы посмотреть спектакли театральных мэтров. На постановки Юрия Любимова проникали через крышу знаменитой Таганки. На спектакль "Женитьба" Анатолия Эфроса в театр на Малой Бронной тоже попали довольно авантюрным путем. Зашли с другом во двор, сняли куртки, спрятали в декорациях. А перед вахтершей разыграли этюд, будто одному из них было плохо, и другой выводил его на свежий воздух. Номер удался. Когда закончилась учеба, никому не хотелось расставаться. А хотелось работать вместе. Создать свой театр, вроде Таганки или "Современника". Но не все мечты сбываются. Юрий поехал в Одессу, отказавшись от Харькова, хотя его звали и в Русский, и в Украинский академический театры, и в ТЮЗ. Но хотелось на новое место. Тем более уже были кое-какие наметки на Одесской киностудии. С ролями в Одессе было хорошо, с жильем плохо. Уехал в Оренбург, где его ждала жена с маленьким сыном. В Оренбурге тоже долго не задержался. Судьба привела в родной город. Здесь, в Черниговском театре, сыграл Незнамова в спектакле по пьесе Островского "Без вины виноватые", следователя в "Допросе" (по этой пьесе был снят фильм "Криминальный талант"). "Допрос" шел на малой сцене. Сценическая площадка была ограничена размером ковра, на котором располагались стол и стул. Вокруг плотным кольцом сидели зрители. Существование в предлагаемых обстоятельствах требовало предельной правдивости. От этой работы у него осталось очень яркое впечатление. Все шло как по счастливому сценарию. Но случился Чернобыль, от которого Чернигов был не так уж далеко. И он с семьей, где уже было двое детей, опять отправился в Оренбург - на родину жены. Из Черниговского театра его не хотели отпускать. Через год ему прислал письмо художественный руководитель театра, народный артист СССР В. Г. Грипич, звал назад. Но Оренбург уже прочно вошел в судьбу Юрия Трубы. На оренбургской сцене работы было много. Главное - рядом такие мастера, как Виктор Антонов и Святослав Ежков. С Антоновым он впервые встретился в спектакле "Завтрак с неизвестным". Они играли в паре. И молодой артист не потерялся рядом с маститым коллегой, его работу похвалили критики. Однако самому ему больше нравилось играть в "Селе Степанчиково" Ф. Достоевского со Святославом Ежковым, где у того была бенефисная роль. Да и у Юрия одна из центральных ролей, он играл героя, противоборствующего лицемеру Фоме Опискину, которого блистательно воплотил Ежков. Это было его первое соприкосновение с Достоевским. Вторая встреча с Достоевским состоялась через восемь лет. В спектакле по роману "Идиот" он сыграл Ганю Иволгина. Персонаж неоднозначный: не вполне негодяй, но с явной червоточинкой. Это отрицательное начало надо было выявить и сыграть. "Особенно интересно единоборство Настасьи Филипповны с Ганей Иволгиным, - было написано в одной из рецензий на спектакль. - И не в малой степени благодаря неоднозначному образу, созданному Юрием Трубой. Нет, этот Ганя не поползет за трешницей на Васильевский. Страсть его сильна, но и человек в нем не слаб, оттого так драматична его внутренняя борьба, оттого так жестоко испытывает его несостоявшаяся невеста". В прошлом сезоне он сыграл еще в одном спектакле по Достоевскому - "Прощальная гастроль князя К.", в основу которого положена повесть "Дядюшкин сон". Когда режиссер назначил его на роль Мозглякова, Юрий хотел, было отказаться. Ну что, в самом деле, Мозглякову 26 лет, а ему вдвое больше! Но все-таки не отказался. Уж очень "хороший материал". Опять же Мозгляков не абсолютный подлец, скорее человек настроения. В общем, есть что играть. И не смущали пространные монологи. Напротив было очень интересно существовать в этих монологах не на уровне текста, а на уровне мысли. Текст Достоевского замечателен во всех отношениях - глубокий эмоциональный материал и для актерского погружения, и для актерского тренинга. "Что говорить, играть спектакли по Достоевскому - большое счастье, - говорит Юрий. Но, словно устыдившись громкой фразы, разбавляет пафосность самоиронией, - хороший автор". Он никогда не мечтал о заветных ролях. Ну, к примеру, сыграть Гамлета или Отелло. Довольствовался тем, что давали. А давали много. Во всяком случае, ему хватало. А вот сейчас, когда пришел и жизненный, и профессиональный опыт, захотелось сыграть что-нибудь сложное. Неважно, из классической или современной драматургии. Скажем, "плохого хорошего человека" Зилова из "Утиной охоты" А. Вампилова. Или "неправильного" Ильина из "Пяти вечеров" А. Володина. В общем, персонажей с непростой судьбой, для создания которых понадобится не одна краска. Но пока таких ролей не предлагают. В послужном списке Юрия Трубы есть одна "роль", которая ему самому очень нравится, но знают о ней немногие. Он возглавляет кафедру актерского мастерства в институте искусств им Л. и М. Ростроповичей. Ведет занятия по основам сценического движения и сценической речи. Очень благодарен руководителю актерского курса профессору Рифкату Исрафилову, который доверил ему своих учеников. Когда окунулся в преподавательскую деятельность, перечитал все учебники, ознакомился с новыми методиками, но этого было мало. Не хватало практических навыков, которые в первую очередь надо было опробовать на себе. И такую возможность дал семинар-лаборатория Союза театральных деятелей России, который проводит заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, профессор, заведующая кафедрой сценической речи, режиссер школы-студии МХАТ М. С. Брусникина. То, что получает на семинаре, Юрий с энтузиазмом передает своим ученикам. Он так увлекся этим новым для себя занятием, что считает преподавательское дело не менее интересным, чем актерское. "Когда студенты тебя понимают, когда берут то, что ты им даешь, и ты видишь результаты своего труда, то получаешь удовольствие от своей работы, - говорит Юрий. Может поэтому "своя компания" для него сейчас - это его студенты. Он дает им задание на свободу звучания - мальчики должны говорить женскими голосами, девочки - мужскими. Ребята с удовольствием подхватывают идею. Возникают смешные диалоги. Рождается импровизация. Всем легко и радостно. И ему кажется, что он вернулся в свою студенческую юность, где ему было так же хорошо. Станиславский, рассуждая об искусстве театра, говорил, что оно должно быть "легче, выше, веселее". Не все разделяют это мнение. Даже не все понимают, что имел в виду корифей русской театральной школы. А вот Юрию очень нравится такой подход к искусству. Он понимает Станиславского так. Легче - значит легко, с искоркой, работать. Выше - значит, брать добротную драматургию. Веселее - значит получать удовольствие от того, что делаешь. И, главное, чтобы зрители получали удовольствие. У него самого так часто бывало. Бывает и сейчас. Но в последнее время удовольствие и радость чаще всего он испытывает от работы со студентами. Стало быть, судьба не ошиблась в распределении ролей, назначив Юрию Трубе еще и роль преподавателя. Конечно, на сегодня это далеко не единственная роль Юрия Трубы. Он довольно плотно занят в репертуаре театра: "Капитанская дочка" А. Пушкина, "Отец" А. Стриндберга, "Женитьба" Н. Гоголя, "Гибель Пеклевановска" П. Рыкова, "Фредерик, или Бульвар преступлений" Э. Шмита и других спектаклях. Творческий путь продолжается. И у артиста есть все, чтобы в этом пути было интересно и ему, и зрителям.
Наталия Веркашанцева