• dikar2017
  • newyear2
  • bannerng201172
  • bannerng20117
  • prodavecdogdya
  • Lubov i golubi kirpich
  • Krechinskii kirpich
  • Boing kirpich
  • maket premiera

logotip2017 2 

sezon1612017

adress2017new

×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Рождение, формирование и многолетняя деятельность Оренбургского государственного областного драматического театра им М. Горького тесно связана с историей и жизнью Оренбуржья. Один из старейших на Урале, он прошел большой и славный путь.

Первый театральный сезон, ознаменовавший рождение в Оренбурге профессионального театра, был открыт осенью 1856 года труппой известного антрепренера Бориса Соловьева. История сохранила для нас свидетельства очевидцев и документальные вехи рождения профессионального театра в городе, основанном в 1743 году, как своеобразные ворота из Азии в Европу. Давать спектакли Соловьеву, приехавшему сюда из Самары, власти позволили, но в денежной поддержке отказали. Судя по всему, чиновничье равнодушие не помешало его труппе продержаться два сезона подряд, положив начало приезду в Оренбург других антрепренеров. Но далеко не каждого привлекала столь негостеприимная позиция оренбургских чиновников, не каждый решался приехать в город, где не было специального театрального здания. Спектакли ставились в каменном манеже-экзерциргаузе, сооруженном для занятий с рекрутами в 30-х годах XIX века. Отчасти, этим можно объяснить годы «театрального антракта» пришедшиеся на несколько сезонов (1862-1866). Хотя, по свидетельству очевидцев «содержать театр в Оренбурге вещь мудреная — то антрепренер сбежит из-за долгов, то артисты, бывало, разбегутся, то город поскупится на субсидии». И все-таки, театр постепенно становился необходимой частью жизни города, завоевывая своих зрителей.

   

Одним из театралов был губернатор Н. А. Крыжановский, по предписанию которого в 1868 году была произведена капитальная реконструкция здания: расширена сцена, отстроено и отеплено фойе, сооружены третий ярус и ложи, которые по выражению современника «очень напоминали лошадиные стойла». Торжественное открытие, теперь уже городского театра, состоялось 14 января 1869 года. Отныне, оно безвозмездно передавалось из ведомства Оренбургского казачьего войска в собственность города. Открытие нового здания было ознаменовано постановкой тургеневского «Холостяка» и водевиля «Колечко с бирюзой».

В разные годы в Оренбурге работали незаурядные провинциальные антрепренеры — А.Бельский, А. Рассказов, П. Казанцев, И. Новиков, Н. Коралли-Торцов и другие. 

В историю Оренбургского драматического театра вписаны имена великих русских актеров: Пелагеи Стрепетовой, Модеста Писарева, Владимира Андреева-Бурлака, Веры Комиссаржевской, Михаила Тарханова, Николая Светловидова и других.

Одним из первых в провинции театр обращается к творчеству А. П.Чехова. В 1898 году состоялась премьера «Чайки». В том же году спектакль был поставлен К.С.Станиславским в Московском Художественном театре. Особенностью творческого пути театра стала приверженность драматургии М. Горького, чье имя он носит с 1932 года.

 

В разгар боев за советскую власть в 1920 году театр вышел на улицу, в казачье предместье, где осуществил грандиозную постановку массового представления на площади «Осада Емельяном Пугачевым Оренбургской крепости» впервые в стране воплотив образ Е. Пугачева. В последующие годы образ Пугачева неоднократно воплощался на сцене театра в таких спектаклях, как «Емельян Пугачев», В. Пистоленко (1953), «Место действия — Россия» Н. Доризо (1973), «Капитанская дочка» А. Пушкина (1983, 2000 гг.).

Значительная глава истории театра берет свое начало со времени установления Советской власти в Оренбургском крае. В первые десятилетия Октября театр активно работает над лучшими пьесами молодой советской драматургии. Оглушительным успехом пользовался спектакль «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (1925 г.), «Любовь Яровая» К. Тренева в течение сезона 1927-1928г.г. прошла 20 раз, что по тем временам было беспримерным фактом. Интересен был и спектакль «Конец Криворыльска» Б. Ромашова. Поставленный главным режиссером Ступецким, он вызывал любопытство новшествами в области оформления спектакля. На совершенно необорудованной сцене режиссер добивался быстрой смены картин с помощью придуманной вертящейся установки и двух дополнительных занавесов. Включая в репертуар эти произведения, театр получал возможность в новом качестве проявлять свои идейно-художественные устремления.

 

В тридцатые годы наряду с возросшим вниманием к классическому репертуару — «Гамлет» (1934г.), «Ромео и Джульетта» 1936 г., «Борис Годунов», «Горе от ума», «Ревизор» (1937г.) в театре идут пьесы Н. Погодина о строителях первых пятилеток — «Поэма о топоре», «Темп» (1938г.), а также произведения, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина. В спектаклях «Человек с ружьем» (1938г.), «Ленин в 1918 г.» А. Каплера и Златогоровой (1939), «Кремлевские куранты» роль Ленина исполнял В. И. Агеев, первый из оренбургских артистов, удостоенный звания «Народный артист РСФСР».

В годы Великой Отечественной войны театр внес свой вклад в общее дело борьбы с фашизмом. За этот период было поставлено 46 пьес, среди которых много классики.

За время существования театр возглавляли такие замечательные режиссеры, как народный артист СССР М. А. Куликовский, засл. деятель искусств РСФСР Ю. С. Иоффе, засл. деятель искусств РСФСР Н. Ш. Тхакумашев, засл. деятель искусств РФ А. М. Зыков, засл. деятель искусств Каз. ССР Н. А. Воложанин, засл. деятель искусств РФ В. С. Подольский, народный артист России А. С. Солодилин. 

Восемнадцать лет руководства Ю. С. Иоффе стали эпохой в развитии театра. Именно в это время (1953 - 1971г.г.) сложился основной костяк труппы, которую любовно коллекционировал Юрий Самойлович. Исповедовавший традиции психологического театра, он занимал в репертуаре всю труппу, благодаря своим помощникам — очередным режиссерам: засл. артистке РСФСР И. Ф. Щегловой и М. В. Нагли, с которыми дружно работал на протяжении многих лет. Это была уникальная труппа: Виктор Иванович Агеев, играющий выдающихся исторических личностей, Иван Оскарович Конкс — актер-неврастеник, потрясающий Царь Федор Иоаннович в одноименном спектакле и царевич Алексей в «Петре 1», Ирина Федоровна Щеглова — актриса Петербургской школы П. Гайдебурова, Алевтина Ивановна Барышев — неповторимая Джульетта в Шекспировской трагедии, Зиновия Петровна Улановская, создававшая образы волевых, мужественных женщин —  незабываемая Танкабике в спектакле « В ночь лунного затмения» М. Карима, Розалия Соломоновна Плескачевская, Мария Иннокентьевна Бородина, Вениамин Евсеевич Бескин, Мария Михайловна Янковская, — это все корифеи театра.

Московские гастроли 1955 и 1962 годов, гастроли в Ленинграде 1966 года стали для коллектива серьезным экзаменом, который он успешно выдержал. О спектаклях театра писали в журналах «Театр», «Театральная жизнь», отмечая самобытный репертуар, яркие актерские работы, прекрасную сценографию и постановочную культуру. Заметно выросла известность коллектива в театральной России, а город Оренбург, с тех самых пор, приобрел славу театрального.

 

Этому способствовали многие обстоятельства. Одно из них — существование при нем в 1962-1970 г.г.  филиала школы-студии при МХАТ СССР. Два выпуска (1966 и 1970 г.г.) дали высшее профессиональное образование 27 актерам. Многие дипломники разъехались по стране, а для некоторых, более чем на три десятилетия, театр в Оренбурге стал родным домом. Это заслуженные артисты Изольда Лидарская, Александр Папыкин, Павел Чиков, актрисы Елена Могельницкая, Наталья Панова, Елена Улановская.

Традицию подготовки новой актерской смены театр продолжает и ныне. Сейчас в Оренбургском государственном институте искусств им Л. и М. Ростроповичей на театральном факультете, по специальности «Актер драматического театра» обучаются два курса. Как и в былые времена, когда спектакли студийцев МХАТа «Дурочка» Лопе де Вега, «В поисках радости», «Вечно живые» В. Розова становились яркими событиями театральной жизни города, так и сейчас работы студентов четвертого курса, воспитанников профессора Рифката Исрафилова, вызывают живейший интерес публики. Спектакль «Деревенские истории» по рассказам В.М.Шукшина, рожденный, как курсовой спектакль театрального отделения института, в июне 2004 года представлял театральное искусство России на ХУ международном фестивале театральных школ «Истрополитана» в Братиславе (Словакия). На Международном фестивале "Твой шанс" г. Москва дважды были представлены работы оренбургских студентов. "Старший сын" и "Вестсайдская история" в разные годы были отмечены фестивальным жюри в числе лучших.

 

Развивая лучшие традиции, театр меняется вместе со временем, приобретая черты, присущие современности. Творческий потенциал старейшего театра на Урале — в высоком профессионализме и мастерстве актеров, чьи имена мы произносим с гордостью. Это народные артисты России: Александра Жигалова и Андрей Лещенко, заслуженные артисты России —  Владимир Бухаров, Надежда Величко, Зинаида Карпович, Сергей Кунин, Изольда Лидарская, Александр Папыкин, Юрий Труба, Василий Шур лауреат Государственной премии РФ Олег Ханов. В труппе также успешно работают такие актеры,  как  Мария Губанова, Борис Круглов, Наталья Панова, Ирина Прохорова, Лариса Толпышева, Сергей Тыщенко, Елена Улановская, Александр Федоров, Алсу Шамсутдинова, Сергей Шахмуть,  и другие.  

Сегодня художественным руководителем театра является народный артист России, лауреат Государственной премии России Рифкат Исрафилов. Он пришел в театр в 1997 году со своим идейно-художественным багажом, в котором философские веяния времени поддержаны современной театральной эстетикой. Репертуарная афиша, сложившаяся под его влиянием, богато представлена русской и зарубежной классикой, современной драматургией разных жанров.

 

Театр активно гастролирует. Только за последнее время с успехом прошли его гастроли в Минске, в Башкирии, в Казани. На мини-гастролях в Москве в декабре 1999 года были показаны спектакли «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и «Пока она умирала» Н. Птушкиной. В мае 2002 года театр успешно провел 10-дневные гастроли Москве, на сцене Российского Академического Молодежного театра.  Осенью 2005 года театр вновь гастролировал в Казани.

О спектаклях театра в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар» писали известные театральные критики Ю.Рыбаков, В.Калиш, Н.Старосельская, Н.Карпова и другие. 

Спектакли театра — всегда желанные гости на театральных фестивалях. На Всероссийском фестивале «Царь-сказка» в Пскове мы побывали со спектаклем «Сверчок за очагом» Ч. Диккенса (1998г.). Спектакль «Капитанская дочка» принял участие во Всероссийском фестивале «Пушкинская сцена» в Москве, в Магнитогорском «Театре без границ» и в Пушкинском фестивале в г. Пскове (1999г.). На Оренбургском международном театральном фестивале «Гостиный двор»(2000 г.) была показана «Раба своего возлюбленного» Лопе де Вега. На V Международном фестивале «Театр без границ», проходившем в Магнитогорске в октябре 2001 года, этот спектакль был удостоен диплома в номинации «Лучший спектакль фестиваля» (Гран-при). В октябре 2003 г. спектакль «Отец» Стриндберга получил широкий общественный резонанс на Всероссийском фестивале в Белгороде «Актеры России — Михаилу Семеновичу Щепкину», где был отмечен замечательный актерский ансамбль театра. Коллектив театра был отмечен Дипломом «За яркое и успешное выступление на фестивале». В июле 2005 года на Международном театральном фестивале «Голоса истории» в г. Вологде театр показал спектакль «А зори здесь тихие» по Б. Васильеву и был отмечен Главным призом и дипломом Лауреата «За высокохудожественное воплощение подвига». В 2008 году этот спектакль представлял Россию на фестивале российского театра и кино в Марселе. В том же году постановочная группа спектакля – Рифкат Исрафилов, Тан Еникеев, Олег Николаев – были удостоены премии Губернатора «Оренбургская лира». 

 

Сегодня театр – постоянный участник Всероссийских и Международных театральных фестивалей.  География последних лет – это Марсель, Симферополь, Тамбов, Ярославль, Орел, Ростов на Дону, Кострома …